Эколог Юрий Коробов: как спасти Волгу

Основная водная артерия Европейской части России зарастает зеленью и становится местами похожа на заливные луга. Почему самая длинная река в Европе мелеет и зарастает камышом и водными растениями, пора ли беспокоиться, и насколько это все серьезно? Эти и другие вопросы задал «Российской газете» эксперт-эколог Юрий Коробов.

Почти половина населения России проживает на берегах и притоках Волги, почти две трети промышленного потенциала страны расположились на берегах этой великой реки. Безусловно, Волга — это самостоятельная экологическая система, которая может противостоять изменениям вокруг, сохраняя направление русла, поддерживая скорость течения, сама может позаботиться о разнообразии водной и прибрежной флоры и фауны, тем самым регулируя качество воды. Но нынешнее состояние водного объекта заметно меняется.

За последние годы Волга заметно обмелела. Посреди русла Волги в прошлом году во многих регионах стали образовываться небольшие островки – перекаты. Они встречаются уже на протяжении всей реки и становятся для воды естественной преградой, потому что водная флора в таких местах активно разрастается из-за существенного снижения скорость течения в этих местах. На мелководье происходит быстрый прогрев воды, что приводит к цветению, и как следствие к росту концентрации вредных веществ. Погибшие растения, коряги, скопление ила, негативно влияют на разгон течения реки, негативно сказываются на состоянии Волги, создают благодатную почву для дальнейшего зарастания русла.

Реки, даже маленькие и неглубокие, но с быстрым течением не прогреваются даже в жару. Растительность таких водных артерий крайне скудная, а вода очень чистая. Максимальная скорость течения на Волге во время весеннего паводка, вода сильным потоком способна сама очищать русло от осевшего ила и сносить на десятки метров крупные коряги или даже выталкивать их на берег. Но разливы становятся все скромнее – меняющийся климат принес нам теплые и малоснежные зимы. Отсутствие сильных морозов не способствует образованию толстого и крепкого льда. Когда на реке толстый лед, то весной прибывающая талая вода под давлением ищет себе путь подо льдом и вымывает осевший на дне ил и другие естественные помехи.

Человек вносит свой негативный вклад в состояние экосистемы: двенадцать ГЭС, расположенных каскадом на Волге, привели к зарегулированности естественного течения реки, а города на берегах этой крупнейшей реки отбирают все больший объем воды, отдавая обратно лишь сточные воды — побочные результаты жизни человека и других видов его хозяйственной деятельности. Химическая обработка сельхозземель влияет на качество воды в реке и ее притоках, а местами недобросовестная добыча песка и гравия разрушает пласты почвы, который могут удерживать воду. К нарушению почвы на берегах приводить и недобросовестное полеводство. Все это заставляет реки мелеть и становиться медленнее. Так, например, из-за падения уровня Волги почти на три метра показалась из-под воды дореволюционная мостовая в Казани. Страдает «кормилица» и от перевозки по реке опасных для нее грузов, и от браконьерства.

Однако есть еще и жизнедеятельность человека, а это еще целый комплекс негативных для реки факторов: Зарегулированность естественного течения реки вследствие создания на ней целого каскада из двенадцати гидроэлектростанций, большой разбор воды для нужд питьевого водоснабжения городов, сброс в реку сточных вод — побочных результатов деятельности человека и другие виды хозяйственной деятельности. Неграмотное полеводство ведет к нарушению почвы на берегах с последующим ее вымыванием, химическая обработка сельскохозяйственных земель вблизи речных берегов снижает качество воды, а варварская добыча песка и гравия приводит к разрушению пластов, задерживающих воду. Страдает экосистема и от браконьерства, и от перевозки по реке опасных для нее грузов.

Изменение климата – это природное явление, и с ним река, безусловно, справилась бы самостоятельно, но помощь людей Волге не помешала бы. Проблемы начались, как перестали проводить дноуглубительные и очистные работы в руслах рек. Надо как минимум в главном русле этой реки срочно проводить мероприятия по искусственной очистке дна.

Эксперт Юрий Коробов отметил, что совокупность перечисленных факторов в итоге привела к тому, что важнейшая водная артерия России деградирует. Пока не поздно, нужно организовать помощь, так как «оставить в покое» Волгу не получится. Заметно не только обмеление и зарастание, но и то, что река начала стареть быстрее человека. Оставить такой процесс без контроля было бы преступлением перед следующими поколениями.

Еще в 2019 году прокуратурой РФ отмечалось, что в Волге уже погибло 80 процентов промысловых рыб, в том числе особо ценные виды. Безвозвратно утрачены природные акватории нерестилищ севрюги, осетра, белуги. К слову, последнюю белугу в среднем течении Волги видели в Татарстане в 2005 году, а сельдь волжская исчезла полностью. Заболоченность Волги, вследствие снижения скорости течения, приведет к всплеску уровня вредных веществ, влияющих на качество воды, которую мы используем для питья. Последствия могут быть самые печальные: заброшенные населенные пункты и отток населения.

Как помочь реке? Главное — учить людей бережному отношению к воде как ресурсу. Не тратить ее без нужды, не допускать слива в реку отходов, химических веществ, нефтепродуктов. Возобновить работы по дноуглублению и расчистке русел. Еще важнее — соблюдать баланс экономики и экологии: получение электроэнергии, добыча песка и гравия, строительство, судоходство, да, по сути, любая экономическая деятельность на реке должна осуществляться с учетом экологической повестки, подвел итог Юрий Коробов.


https://vz.ru/opinions/2021/3/3/1087648.html

 

Яндекс.Метрика